Телефон:
(881452) 51045
Адрес:
186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Садовая, д. 17

Доступная среда

Реализация ФЦП «Доступная среда» в МКДОУ детский сад комбинированного вида № 1 г. Пудож, РК

Среди многомиллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2020 года.

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продляющие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

Распоряжение от 21.07.2014 № 1365 >>

Постановление от 01.12.2015 № 1297.>>

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

 Целью государственной Программы   по доступной  (безбарьерной) среде  является повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации). 

     Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.  Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Специально оборудованные учебные кабинеты

В дошкольном учреждении функционирует шесть  групп для детей инвалидов и с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, слуха, двигательного аппарата). В состав групповой ячейки, частично  приспособленных, для инвалидов  входит: раздевальное помещение, игровое помещение/спальное помещение, туалетная комната.  Имеется медицинский блок (кабинет, изолятор/ процедурный кабинет), методический кабинет, кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный/ спортивный  зал. 

В ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога, кабинет учителя – дефектолога,  3 кабинета учителя – логопеда,  музыкальный/физкультурный залы, групповая ячейка с учетом доступности для детей с ОВЗ, инвалидов. Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов оборудованы: 

техническими средствами обучения:  проектор БОЛИД для сенсорной комнаты, мультимедийный интерактивный развивающий логопедический стол, интерактивная доска, проектор, компьютеры; интерактивная песочница – умный стол; массажное кресло, кресло - каталки для инвалидов  

коррекционным оборудованием: массажные мячи разных размеров, массажные шарики су - джок, массажные бобы, ручные экспандеры,  набивные мячи; массажные дорожки, детские тренажеры; мягкие спортивные модули, мешки для релаксации, мягкие маты, дыхательные тренажёры, ; релаксационное и сенсорное оборудование (световые, водные), арома - лампа; логопедические зеркала, зонды ,тренажер для рук «Сетка» (5 шт), комплект тренажеров для пальцев (4 шт), утяжеленная подушечка 2 кг (5 шт), двойной массажный мяч (5 шт), вертикализатор, ходунки, сухой бассейн ( малый и большой), воздушно-пузырьковая колонна с пультом и основанием; дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой.

 Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении в групповом помещении предусмотрены пространства для практической работы детей, так же практическая работа осуществляется в комнате учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальном/ физкультурном  зале, где находятся крупные мягкие модули для использования на физкультурных занятиях, сухой бассейн и кресла - мешки, подушки для релаксации, сухой дождь для психологической комнаты, песочные столы.  

Уличные прогулочные площадки имеют оборудование для практической работы детей: песочницы, лестницы, гимнастические снаряды для развития равновесия. Крытые веранды позволяют организовать практическую деятельность детей при плохих погодных условиях.

Объекты для проведения практических занятий, частично приспособлены для использования инвалидами ( имеются специальные кресла для инвалидов, вертикализатор)

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Вся необходимая литература, соответствующая возрасту детей  размещается в групповых ячейках, методическом кабинете, а также в кабинетах специалистов ( учителя -логопеда, учителя - дефектолога, педагога - психолога). Специальная коррекционная литература находиться в кабинетах учителя-логопеда и педагога – психолога, учителя - дефектолога.

 Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении  для развития физической культуры и организации физкультурных мероприятий с воспитанниками с ОВЗ специальных объектов не предусмотрено. Для них подходят частично  оборудованые: музыкальный/физкультурный зал, спортивная площадка, прогулочные площадки, физкультурные уголки в группах.  Зал используется для проведения  занятий  физической культурой, утренней гимнастики, мероприятий, связанных с двигательной активностью детей. Спортивная площадка используется для занятий физической культурой на улице, проведения гимнастики в теплое время года, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, спортивных и подвижных игр. Физкультурный уголок в каждой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи используется для активизации двигательной деятельности воспитанников в течение дня. Они оснащены: скакалками, массажными ковриками, мячами, обручами, кольцебросами, мягкие модули. 

 На территории ДОУ имеются прогулочные участки, каждый из которых имеет песочницу. На участках имеются малые спортивные формы, сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников. Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы) используется сухой бассейн. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.   

Объекты спорта, специально приспособленные для использования инвалидами частично предусмотрены для занятий в группах и и физкультурно зале.

 Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В нашем дошкольном учреждении разработана специальная адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями. Для инвадидов разработаны специальные индивидуальные образовательные маршруты. В дошкольном учреждении используются средства коммуникации (устная и письменная речь, знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы, жесты, мимика). Средствами обучения также выступают основные виды деятельности детей (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии.  Педагог в дошкольном возрасте транслирует и помогает в усвоении детьми социального опыта. Материальные средства обучения –   пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, режим питания и др. В целях доступности получения дошкольного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечено присутствие сопровождающего ассистента, оказывающего ребёнку необходимую помощь.

 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Перечень специального оборудования >>

Перечень специальных пособий >>

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям. На входе в здание размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брйеля на контрастном фоне, а также кнопка вызова( беспроводная система "Тефловызов"). Вход в здание оборудован пандусом для инвалидов с металлическим навесом, антискользящим покрытием с тактильной разметкой, сигнальная лента для обозначения дверных проёмов. 

Паспорт дорожной безопасности: 

корпус (Ивушка)  >>

корпус 2 "Журавушка " >>

корпус 3 "Берёзка" >>

корпус 4 "Солнышко" >>

корпус 5 "Горнячок" >> 

 Специальные условия питания

Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 с учётом индивидуальных особенностей, подтверждённых медицинской организацией. В дошкольном учреждении организовано четырехразовое питание. Ребенок с пищевой аллергией, в соответствии с заключением врача-аллерголога, обеспечивается  питанием, согласно медицинскому заключению. Создание меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. В учреждении организовано сбалансированное питани в соответствии с примерным 10 - дневным меню.

 Специальные условия охраны здоровья

В ДОУ имеется медицинский, процедурный кабинеты и изолятор. В штате учреждения есть медицинская сестра, которая организует систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводит консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников. Здание оборудовано современными системами безопасности. Имеются планы эвакуации, информационное табло( указатели выходов), таблички и указатели для сигнализации об опасности. В учреждении педагогом психологом проводятся с детьми занятия по психологической разгрузке, в специально оборудованном кабинете. Других специальных условий охраны здоровья не предусмотрено.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Особые условия доступа к информационныи системам и информационно - коммуникативным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам непосредственно для  использования детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен

 Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступа воспитанников - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам - нет.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования используется для качества педагогического процесса ( мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, фильмы, мультфильмы, звукрвые файлы ( музыка и аудиокниги)

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

 МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК общежития и интерната нет.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. 

В 2017 г. в МКДОУ детский сад комбинированного вида № 1 г. Пудожа РК в рамках реализации программы «Доступная среда» проведен ремонт и приобретено различное специальное оборудование, материалы и пособия для детей с особыми образовательными потребностями.

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

·  Дети с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;

·  Остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном учреждении функционирует шесть  групп для детей с ОВЗ . В состав групповой ячейки входят, специально оборудованные: раздевальное помещение, игровое помещение/спальное помещение, туалетная комната.  Имееется медицинский блок (кабинет, изолятор/ процедурный кабинет), методический кабинет, кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя - дефектолога, музыкальный/ спортивный  зал. Помещений, специально приспособленных для инвалидов не предусмотрено.

 Презентация "Специальные условия" и Презентация "Предметно развивающая среда в ДОУ"

   Условия детского сада ДО и ПОСЛЕ проведения ремонтных работ:                               

 ДО

  

     

  

ПОСЛЕ